Взрослый по Фрейду

Freud2

В трансактном анализе для социального контроля симптомов применяются контракты. Контракт подразумевает, что клиент сам осуществляет контроль над своим поведением из Взрослого эго-состояния и берет на себя ответственность за происходящее с ним. При достаточно сильном Взрослом клиента, количество «случайных событий» негативного характера в его жизни значительно уменьшается. Интересно, что еще Фрейд упоминал в своих работах о подобном явлении. Для иллюстрации своей мысли приведу отрывок из работы Зигмунда Фрейда «О введении в лечение» (1913):

 

«…В отношении времени я придерживаюсь исключительно принципа назначения определенного часа. Каждый пациент получает определенный час рабочего дня, которым я располагаю, этот час – его, и он за него отвечает даже и в том случае, если даже он не использует его. Такое назначение само собой понятное в нашем хорошем обществе по отношению к учителю музыки или языков, кажется по отношению к врачу, может быть, слишком суровым или даже недостойным. Явится желание указать на многие случайности, могущие помешать пациенту приходить всегда в тот же час, и будут требовать, чтобы врач считался с многочисленными случайными заболеваниями, которые могут произойти в течение длительного аналитического лечения. Однако мой ответ следующий: иначе невозможно. При более ограниченной практике «случайные» отказы настолько учащаются, что врач рискует своим материальным существованием. При строгом соблюдении этого назначения оказывается наоборот, что мешающих случайностей вообще не бывает, а случайные заболевания бывают очень редко. Почти не бывает в таком положении, что наслаждаешься свободным оплачиваемым больным временем, за которое пришлось бы стыдиться. Можно без помех продолжать работу и избегать мучительного и смущающего факта, что именно тогда наступает в работе пауза, в которой никто не виноват, когда работа обещает стать особенно важной и содержательной. Только занимаясь в течение нескольких лет психоанализом при строгом соблюдении назначения часа, по настоящему убеждаешься в значении психогении в повседневной жизни человека, в том, как часты «школьные заболевания» и как ничтожно влияние случаев. При несомненных органических заболеваниях, которые не исключаются благодаря психическому интересу в них, я прерываю лечение, считая себя вправе иначе распорядиться освободившимся часом, и начинаю снова лечение пациента, когда он поправился и у меня освободился час.

В течение почти десяти лет я посвящаю ежедневно один час, а временами и два часа даровому лечению, так как в целях ориентировки в неврозах я хотел работать по возможности без сопротивления. При этом я не нашел тех преимуществ, каких искал, а некоторые сопротивления невротика невероятно повышаются благодаря даровому лечению: у молодой женщины искушение, заключающееся в отношениях переноса, у молодого человека, вытекающего из отцовского комплекса, возмущение против обязанности быть благодарным, составляет одно из самых неприятных затруднений в оказании врачебной помощи. Отпадение взаимных обязательств, вытекающее из оплаты врачу, чувствуется очень мучительно; все взаимоотношение выходит из реального мира, пациент лишается всякого мотива, чтобы стараться закончить лечение.

Денежные расходы, которых требует психоанализ, только кажутся чрезмерными для состоятельных людей. Не говоря уже о том, что здоровье и работоспособность, с одной стороны, и умеренные денежные расходы, с другой стороны, — вообще вещи несравнимые, но если сосчитать никогда не прекращающиеся расходы на санатории и лечение и противопоставить им увеличение работоспособности и возможности заработков после счастливого окончания лечения, то можно сказать, что больной совершил выгодную сделку. Нет ничего более дорогого в жизни, чем болезнь и – глупость.»

Когда человек осознанно берет на себя ответственность за свою жизнь и имеет личную мотивацию на изменения, жизнь человека действительно меняется.

Известный факт – когда ребенок не хочет ходить в школу (к примеру, по причине конфликта с учителями или одноклассниками, когда социальное окружение для него агрессивно), он начинает болеть. Это называется вторичная выгода от заболевания, когда выгода от болезни больше, чем страдания от нее. Ребенок готов терпеть симптомы заболевания, потому что негатив в школе значительно больше негатива от простуды, например. По сути – элемент «случайности» события с вторичной выгодой совсем не случаен. При использовании вторичной выгоды, человек сам, возможно неосознанно, решает заболеть или травмироваться, но перекладывает ответственность на плохую погоду, инфекцию или несчастный случай.

В описанной Фрейдом ситуации вторичная выгода от пропуска лечения заключается в том, что сопротивление клиента побеждает предписания терапевта. Клиент как бы «побеждает» лечение. Когда назначается плата за пропущенную сессию, вторичная выгода становится менее ценной в сравнении с материальным убытком. И, как следствие, симптомы, вызванные сопротивлением, пропадают.

Бесплатное лечение устраняет вклад самого клиента в этот процесс. У клиента пропадает мотивация из Взрослого прилагать усилия, контролировать симптомы и работать над собой, не затягивая терапию. Иной раз именно повышение платы за терапию вызывает положительные изменения через активизацию ответственности и осознанности процесса. Мало кто будет платить деньги, не ожидая результата. Взрослый в этом случае берет бразды правления в свои руки через осознание бесполезной потери ресурсов. Оплата труда является в той же степени мотивацией к деятельности, как и нежелание платить за «воздух» защитой от бесполезных занятий. Путем мышления из Взрослого клиент может оценить необходимость устранения симптомов, или же решить, что это не настолько необходимо. Также как если бы в магазине все было бесплатно, люди брали бы то, что нужно и то, что не нужно, без разбора. Цены позволяют включить рациональное мышление и с осознанием реальности сделать выбор, учитывая нужность или бесполезность.

Похожим образом работает контракт в терапии. Когда заключается контракт в трансактном анализе, человек из Взрослого эго-состояния признает свой вклад в симптомы и берет на себя ответственность за то, что он не будет реагировать подобным образом в дальнейшем.

другие статьи по теме «Развитие Взрослого»

Запись опубликована в рубрике Взрослый с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code