Трансактный анализ в жизни

Структурная модель эго-состояний

Трансактный анализ (ТА) — это больше, чем еще одно направление в психологии или вид психотерапии. Трансактный анализ — это философия жизни. Это определенные принципы и точка зрения на то, как устроена человеческая жизнь. Вот эту точку зрения я и буду здесь освещать, рассматривая события в мире под углом ТА. Я вижу, что в современном обществе существует серьезный голод по позитивному эмоциональному обмену и признанию, который Клод Штайнер назвал «поглаживаниями». Более того, появляется мода на социопатический образ жизни. Нередко в кино и литературе криминальный главный герой подается как положительный персонаж. На смену уважению и любви приходит сила. Вырисовывается тенденция к внешней стороне жизни, в том числе семьи — материальная обеспеченность, престиж, квартира, машина, отпуск за границей; а внутренняя сторона — эмоциональный комфорт, глубина и теплота отношений часто игнорируются. Обесцениваются не только семейные отношения, но и отношения в коллективе, с соседями по лестничной площадке, с окружающими на улицах города. Безупречный нарциссический фасад признается эталоном успеха, но под ним, в глубине скрывается пустота: без чувств, без тепла, без души. И эту тенденцию люди чувствуют – роман Сергея Минаева Духless (без души) тому подтверждение. Но трансактный анализ говорит о том, что изначально природа человека позитивна (принцип О-кейности). Мы считаем, что человек не рождается жестоким и озлобленным, он им становится. Людям на биологическом уровне требуются позитивные эмоции со стороны других. Это доказывают работы Рене Шпица. В гармоничном обществе и внешнему, и внутреннему придается равное значение, не обесценивая ни одну из сторон жизни.

Как ни удивительно, не смотря на гигантский скачок в области науки и техники за последние сто лет, область человеческих взаимоотношений и эмоциональной деятельности остается практически на том же уровне, что и во времена Зигмунда Фрейда. Мало того, в античных мифах описывают межличностные взаимодействия и ситуации, которые актуальны и по сей день. В этой связи психоанализ почерпнул терминологию для определенных феноменологических проявлений из мифологии древней Греции. Эти названия широко известны: Эдипов комплекс, комплекс Электры, комплекс Медеи, Эрос, Танатос и т.п. Если логическому интеллекту (IQ) в обществе придают большое значение — с малых лет ребенка учат писать, читать, считать, то эмоциональному интеллекту (EQ) уделяется очень мало времени. Часто эмоциональная сфера заполнена некими стереотипами поведения, доставшимися от родителей или других значимых фигур. Логический интеллект поднял науку на большие высоты, но куда в первую очередь применяются научные достижения? Первую атомную бомбу создали в 1945г, а первую атомную электростанцию — в 1954г. Место каменного топора занял ядерный «топор» (очень показательно название американской ракеты — «Томагавк»), но принцип выяснения отношений остался на прежнем уровне. Читая античную историю и сравнивая с настоящим временем, я вижу перемены лишь в эффективности оружия, способ разрешения конфликтов не изменился с «каменного века» по сей день. Логический интеллект социума в своем развитии значительно опережает эмоциональный. EQ испытывает явный дефицит. Эмоциональный интеллект выражается в умении понимать свои чувства и чувства других людей, в способности управлять своими эмоциями, в возможности здраво мыслить в стрессовых ситуациях. Все эти техники и знания есть в трансактном анализе. И я хочу, чтобы этот сайт стал неким учебным пособием для тех, кто хочет также развиваться в эмоциональной сфере.

Почему трансактный анализ в жизни? Я хочу проиллюстрировать взаимодействие людей в обществе и проанализировать это, опираясь на теорию трансактного анализа. Я намерен показать именно реальное поведение и отношения людей в повседневной жизни, а не абстрактную теорию из учебников. Взгляд независимого наблюдателя, не являющегося участником, способен более точно и объективно передавать происходящее. Я надеюсь, что люди на примере материалов сайта смогут увидеть со стороны себя или окружающих, возможно что-то покажется знакомым и придет осознание. Моей задачей является просто и ясно рассказать о психологии. Именно для упрощения понимания Эрик Берн создал из психоаналитической модели трансактный анализ. Например, подсознание на первый взгляд кажется чем-то неосязаемым. Но если посмотреть в суть вопроса, то подсознание – не что иное как автоматизмы, которые знакомы каждому из нас. Чем бы мы ни занимались: вождение автомобиля, изучение иностранного языка или взаимодействие с людьми, спустя какое-то время осознаваемые действия переходят в автоматические. Наверняка, многие замечали за собой случаи, когда закрываешь машину, квартиру или выключаешь утюг, и не можешь вспомнить — сделал ли это наверняка или только хотел сделать. Бывает, что нажимаешь на педаль тормоза авто в экстренной ситуации раньше, чем осознаешь происходящее. По сути, для успешной терапии нам требуется негативные автоматизмы осознать (перевести из автоматического выполнения в сознательное) и заменить на позитивные. Однако, за простотой этого механизма скрывается большое препятствие в виде сопротивления.

Помимо публикаций анализа проявления в обществе феноменологии ТА я создал раздел в помощь изучающим трансактный анализ. Материалы будут интересны для тех, кто просто интересуется трансактным анализом и помогут тем, кто в обучении на контракте с супервизором планирует сдавать экзамен на статус сертифицированного аналитика CTA и заниматься консультированием.

Так же на сайте публикуются анонсы событий и мероприятий в сообществе трансактного анализа. Эрик Берн давно стал классическим автором по ТА. Естественно, что с течением времени какие-то постулаты его учения пересматриваются современными аналитиками, новые теории и исследования дополняют и расширяют арсенал ТА. Когда-то трансактный анализ стал альтернативой психоанализу, в настоящее время эти два мощных направления психологии снова находят точки соприкосновения и интеграции, особенно в направлении психотерапии. Психологические школы – это лишь разные языки, описывающие одно явление – психику человека.

О направлении Трансактный анализ

Трансактный анализ (синонимы: транзакционный анализ, транзактный анализ, трансакционный анализ; сокр. ТА) представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека, — как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

Международная ассоциация трансактного анализа (МАТА) определяет ТА как теорию личности и систематическую психотерапию с целью развития и изменения личности.

Оснавателем трансактного анализа является американский психиатр и психотерапевт Эрик Берн (LeonardEric Bernstein) (1910-1970). По определению Берна ТА – это «теория личности и социальных взаимодействий и клинический метод психотерапии, основанный на анализе всех возможных трансакций между двумя или более людьми».

В области практического применения ТА является системой психотерапии, которая используется при лечении всех типов психологических расстройств (начиная от повседневных жизненных проблем и кончая психозами). Это эффективный метод лечения отдельных людей, групп, супружеских пар и семей.

Помимо терапевтической области ТА применяется в системе образования, помогая преподавателям и учащимся плодотворно общаться и избегать ненужных конфликтов.

Трансактный анализ является мощным инструментом при подготовке управленческих кадров и в коммуникационном тренинге, а также при анализе организаций и систем.

В числе многих других областей ТА используется социальными работниками, религиозными деятелями, полицией, в исправительных учреждениях. Та может быть применен в любой области, где существует потребность в понимании людей, их взаимодействия и общения.

Ключевые идеи трансактного анализа

Существует несколько ключевых идей, которые лежат в основе теории ТА. Они разграничивают ТА от любой другой психологической системы.

Модель эго-состояний. Основой ТА является модель эго-состояний. Эго-состояние — это совокупность связанных друг с другом видов поведения, мыслей и чувств, как способ проявления нашей личности в конкретный момент. Эго-состояния это не теоретические определения, это феноменологические проявления личности, выражающиеся в определенном поведении, реагировании и способе мышления. Структурная модель эго-состояний приведена на рис.1. Модель описывает три различные эго-состояния.

Рисунок 1.

Если человек ведет себя, мыслит и чувствует по принципу «здесь и сейчас» и реагирует на происходящее вокруг себя, используя весь потенциал взрослой личности, то он находится в эго-состоянии Взрослый. Внимание его при этом сосредоточено на настоящем моменте реальности.

Когда человек ведет себя, мыслит и чувствует, копируя одного их своих родителей или других значимых фигур из его социального окружения, в этом случае он находится в эго-состоянии Родитель.

Когда человек возвращается к поведению, мышлению и чувствам, имевшим место в его детстве, он перемещается в эго-состояние Ребенок. Это некий набор детских моделей поведения и реагирования, которые были заимствованы из детства.

При обозначении эго-состояний Родителя, Взрослого или Ребенка используются заглавные буквы. Строчные буквы в этих словах означают, что речь идет о конкретных людях.

Когда мы применяем модель эго-состояний для понимания различных аспектов личности, то это называется структурный анализ.

Трансакции, поглаживания, структурирование времени. Люди, общаясь друг с другом, могут обращаться или отвечать из каждого из трех эго-состояний. Обращение называется стимулом, ответ – реакцией. Коммуникация из стимула и реакции называется трансакцией. При анализе взаимодействия людей можно увидеть из какого эго-состояния идет стимул или реакция. Такой анализ взаимодействий называется трансактным анализом (рис.2).

Рисунок 2

Отдельно стимул или реакция являются единицей поглаживания. Поглаживания могут быть положительными и отрицательными. Когда человек выражает другому признание и одобрение его действий, это будет положительное поглаживание. Когда люди критикуют и обесценивают других, это будут отрицательные поглаживания. Люди нуждаются в поглаживаниях для поддержания своего физического и психического здоровья. Когда люди обмениваются трансакциями в группах и парах, то проводят свое время по-разному, что можно классифицировать и проанализировать. Это – анализ структурирования времени.

Сценарий жизни. В детстве каждый из нас пишет свой собственный сценарий жизни. Основной сюжет мы пишем в раннем детстве до того, как научились говорить. Позднее лишь добавляем детали к нашему сценарию. К семи годам сценарий в основном написан, а в юношеском возрасте мы можем его пересмотреть и проверить. Будучи взрослыми, мы обычно не осознаем, что написали для себя сценарий жизни. Тем не менее в точности ему следуем. Без осознания этого факта мы устраиваем нашу жизнь таким образом, что движемся к финальной сцене, которую определили в детстве. Наряду с моделью эго-состояний концепция сценария жизни является краеугольным камнем ТА. Она особенно важна в психотерапевтической деятельности. При анализе сценария мы используем концепцию сценария жизни для понимания того, как люди могут неосознанно создавать себе проблемы и как они решают их. В рамках концепции сценария жизни ТА объясняет, почему мы продолжаем использовать стратегию детского поведения в нашей взрослой жизни даже тогда, когда это приводит к саморазрушительным и болезненным результатам.

Игнорирование, искажение, симбиоз. Маленький ребенок принимает решение написать жизненный сценарий потому, что это представляет собой (по представлению ребенка) наилучшую стратегию для выживания и существования в кажущемся ему враждебном мире. В эго-состоянии Ребенок мы можем продолжать считать, что любая угроза нашему детскому представлению о мире – это угроза удовлетворению наших потребностей или даже существованию. Таким образом, мы можем иногда искажать восприятие реальности с тем, чтобы оно вписывалось в наш сценарий. Это называется искажением. Для сохранения жизненного сценария мы, будучи взрослыми, можем иногда вступать во взаимоотношения, которые повторяют отношения с нашими родителями в детском возрасте. Причем делаем это неосознанно. В такой ситуации один из партнеров в этих взаимоотношениях играет роль Родителя и Взрослого, а другой – Ребенка, так что у них вместо шести имеется лишь три эго-состояния. Подобные взаимоотношения называются симбиозом (рис.3).

Рисунок 3

Рэкет, марки и игры. В детстве мы замечаем, что в нашей семье одни чувства поощряются, а другие запрещаются. Для получения поглаживаний нужно использовать только разрешенные нам чувства. Это решение принимается неосознанно. При проигрывании нашего сценария во взрослой жизни мы продолжаем скрывать подлинные чувства, замещая их теми, которые разрешались нам в детском возрасте. Эти замещающие чувства называются рэкетными (ложными). Если мы испытываем рэкетное чувство, но не выражаем его, то в этом случае мы собираем марки. Игра – это повторяющаяся последовательность трансакций, в результате которой обе стороны испытывают рэкетные чувства. Игра всегда включает в себя переключение – момент, когда игроки чувствуют, что произошло нечто непредвиденное и неприятное. Люди играют в игры неосознанно. Поэтому каждый раз «наступают на те же грабли».

Автономия. Для реализации полного потенциала взрослых людей нам необходимо модернизировать стратегии поведения в жизни, которые мы приняли, будучи детьми. Когда мы обнаруживаем, что эти стратегии более не работают, нужно заменить их на новые. В терминах ТА это означает, что нам необходимо выйти из сценария и достигнуть автономии. Техника ТА помогает людям достигнуть автономии, основными компонентами которой являются осознание, спонтанность и способность к интимности. При этом автономия предполагает также умение решать различные проблемы, используя все ресурсы взрослой личности.

Философия ТА

ТА базируется на нескольких философских посылках, которые включают в себя высказывания о людях, жизни и целях ее изменения.

Этими философскими посылками являются:

· все люди – ОК (о-кей);

· каждый человек обладает способностью думать;

· все люди определяют свою судьбу и эти решения могут быть изменены.

Из этих посылок вытекают следующие два основных практических принципа ТА: контрактный метод; открытая коммуникация.

Все люди – ОК. Самый главный принцип ТА заключатся в том, что все люди – ОК. Это означает: ты и я, мы оба имеем ценность, значение и достоинство как люди. Я принимаю себя таким, какой я есть, а тебя – таким, какой ты есть. Этот принцип скорее говорит о сути человека, нежели о его поведении. Временами мне может не нравиться то, что ты делаешь, однако я всегда принимаю тебя таким, какой ты есть. Как человека я воспринимаю тебя ОК, хотя твое поведение может и не быть ОК. Я не подстраиваюсь под тебя, а ты не подстраиваешься под меня. Как люди мы находимся на одном уровне. Это верно, даже если мы обладаем разными достоинствами. Это верно и тогда, когда мы отличаемся по расе, возрасту и религиозным убеждениям.

Каждый человек обладает способностью думать. Следовательно, на нас лежит ответственность за принятие решений о том, что мы хотим от жизни. В конечном счете жизнь каждого человека зависит от принятого им решения.

Модель принятия решения. Ты и я – ОК. Иногда наше поведение может быть не ОК. В этом случае мы следуем стратегиям, которые выработали в детском возрасте. Они являлись в детстве наилучшим способом для выживания и достижения того, что мы хотим от мира, который мог казаться нам враждебным. Взрослыми мы иногда продолжаем следовать этим паттернам и придерживаемся их даже тогда, когда они являются неэффективными.

Когда мы были маленькими детьми, наши родители не могли заставить нас развиваться в каком-то одном направлении. Они, конечно, могли оказывать на нас сильное давление (давать Предписания). Однако мы сами принимали решение, подчиниться ли этому давлению, либо восстать против него, или игнорировать. Та же модель поведения свойственна и взрослым. Другие люди («окружение») не могут заставить нас чувствовать или вести себя каким-то определенным образом. Они способны оказывать на нас сильное давление, но мы сами принимаем решение, подчиниться или нет. Именно мы несем ответственность за наши чувства и поведение. Всегда, когда мы принимаем решение, то можем его впоследствии изменить. Это справедливо для тех решений, которые мы приняли ранее о себе и об окружающем нас мире. Если некоторые из этих детских решений приводят к нежелательным последствиям для нас как взрослых людей, то мы можем их изменить и сформировать другие, более благоприятные.

Итак, люди изменяются. Мы меняемся не просто потому, что понимаем наши старые паттерны поведения, но и благодаря активному принятию решений к изменению этих паттернов. Осуществляемые нами изменения могут оказаться адекватными и устойчивыми.

Контрактный метод. Если вы специалист по ТА, а я – ваш клиент, то мы несем взаимную ответственность за те изменения, которые хотим осуществить. Данный метод исходит из того, что ты и я находимся в равном положении: ты не обязан делать что-либо для меня и я не жду от тебя этого. Поскольку мы оба принимаем участие в процессе изменения, нам необходимо четко представлять себе долю участия каждого в этой задаче, поэтому мы заключаем контракт. Он определяет долю ответственности, которую берет на себя каждая сторона. Как клиент, я говорю о том, что хочу изменить и что собираюсь сделать для этого. Ты, как специалист, подтверждаешь свое желание работать со мной для достижения этой цели и обязуешься использовать свои лучшие профессиональные навыки, заявляя о том, какую компенсацию ты хочешь получить за свою работу.

Открытая коммуникация. Эрик Берн настаивал на том, чтобы как клиент, так и терапевт обладали полной информацией относительно того, что происходит в их совместной работе. Это вытекает из основной посылки ТА о том, что все люди ОК и каждый человек способен самостоятельно думать. В практике ТА записи терапевта доступны для клиента. Для облегчения общения специалиста и клиента положения ТА излагаются на доступном языке. Вместо слов, имеющих латинское и древнегреческое происхождение, принятых в некоторых психологических школах, в ТА используются хорошо известные всем слова: Родитель, Взрослый, Ребенок, игра, сценарий, поглаживание.

Некоторые полагают, что подобный язык ТА свидетельствует о поверхностном мышлении, однако они ошибаются. Несмотря на простой язык, ТА представляет собой тщательно разработанную и обоснованную теорию.

Применение в психотерапии

«Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» Минздрава России использует трансактный анализ для лечения зависимости от ПАВ в качестве метода психотерапии. Под руководством заведующего отделением психотерапии ННЦ Наркологии д.м.н. Агибаловой Т.В. созданы Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению синдрома зависимости и абстинентного синдрома. Цитата из этого документа:

Трансактный анализ – это метод психотерапии для личностного роста и личностных изменений, включает свою философию, теорию и различные технологии для изменения, в том числе, зависимого поведения. Отдельные технологии трансактного анализа показали свою высокую эффективность в наркологии: методика анализа игрового взаимодействия по Э.Берну, методика анализа Драматического треугольника Стивена Карпмана, контрактные методики, антисуицидальный контракт, анализ и терапия трагического сценария зависимой личности, методика диагностики и построения терапии с учетом сильных и слабых сторон личности пациента. Многие технологии трансактного анализа используются в программе «12 шагов» общества Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, в группах по преодолению созависимости, семейном консультировании. Метод гибкий, в зависимости от задач, предполагает как краткосрочное, так и длительное, многолетнее применение, от 4 до 20 психотерапевтических сессий.

4 комментария: Трансактный анализ в жизни

  1. Сергей говорит:

    Спасибо. Кратко,доступно,захватывающе.

  2. Светлана говорит:

    Благодарю за подробную, интересную статью! Очень понравилось

  3. Олеся говорит:

    Классно написано — просто, интересно, живо. Статья влюбляет в Транзактный анализ)! Спасибо!

  4. Маришка говорит:

    Спасбо! Так здорово написано! Просто очень понравилось! Вот супер просто! Советую всем!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code