Теоретические основы психологических игр

otnosheniya5

Приходилось ли вам при взаимодействии с другим человеком испытывать неприятные чувства и не говорили ли вы себе после этого следующее: «Почему со мной постоянно случается подобное?»; «Как это могло опять случиться?»; «Я думаю, что он/она совсем другой человек, но…». Испытывали ли вы удивление при таком неблаго­приятном исходе и понимали ли, что что-то подобное ранее уже происходило с вами?

Если ваше взаимодействие с другим человеком протекало подобным образом, то, согласно теории Транcактного Анализа, вы играли в игры. Подобно футболу или шахматам, психологические игры протекают в соответствии с заранее установленными правилами. Эрик Берн первым привлек внимание людей к этой предсказуемой структуре игр и предложил способы их анализа. Рассмотрим методики анализа игр, разработанные Берном и другими теоретиками ТА.

Примеры игр. Приведем два примера игр, в которые играют люди.

Пример 1. Сергей знакомится с Марией, они влюбляются друг в друга и решают жить вместе. Вначале все идет хорошо, однако спустя несколько месяцев Сергей начинает доставлять своей партнерше массу неприятностей. Он игнорирует ее желания и чувства, кричит на нее, иногда дает волю рукам. Он начинает выпивать и приходить домой поздно, тратить деньги Марии, «забывая» их вернуть. Несмотря на плохое обращение, Мария продолжает жить с ним. Чем он становится агрессивнее, тем чаще она позволяет ему вести себя подобным образом. Это продолжается почти три года. Затем без всякого предупреждения Мария бросает Сергея ради другого человека. Придя домой, Сергей обнаруживает на столе записку, в которой говорится, что Мария ушла от него навсегда.

otnosheniya3

Сергей в растерянности. Он говорит себе: «Как это могло случиться со мной?» Он начинает добиваться Марию, безуспешно просит ее вернуться. Причем, чем больше он умоляет ее вернуться, тем более категорично она отвергает его, и тем хуже он себя чувствует. В течение длительного времени Сергей пребывает в депрессии, испытывая одино­чество и чувствуя свою бесполезность. Он пытается понять, что же с ним не в порядке: «Почему этот мужчина нашел то, что потерял я?» Самое странное, что подобное случалось с Сергеем и раньше. У него было две связи с женщинами, и обе бросили его. При этом он каждый раз говорил себе: «Этого больше не повторится», однако это повторяется вновь и вновь, и каждый раз Сергей испытывает удивление от того, что его бросили. В данном примере Сергей играет в игру «Бейте меня».

otnosheniya1

В жизни Марии подобные эпизоды также встречались ранее. До встречи с Сергеем у нее было несколько связей с мужчинами. Почему-то она выбирала мужчин, которые вначале хорошо относились к ней, однако через некоторое время начинали плохо обращаться с ней, как и Сергей. Всякий раз в течение некоторого времени она играла роль «маленькой женщины» для своего мужчины, а потом вдруг неожиданно меняла свою точку зрения и бросала своего партнера. При этом она чувствовала свою правоту и удовлетворение, говоря себе: «Я так и думала — все мужчины одинаковы». Тем не менее, спустя некоторое время она знакомилась с новым мужчиной, и все повторялось. Игра Марии называется «Попался, негодяй».

Пример 2. Ольга социальный работник. Однажды к ней на прием приходит клиент, который выглядит подавленно. Он говорит Ольге: «Со мной случилось ужасное — хозяин выгнал меня из квартиры и мне некуда идти. Я не знаю, что делать».

«Да, плохие новости, — говорит Ольга, нахмуриваясь. — Чем я могу вам помочь?»

«Я не знаю», — мрачно произносит клиент.

«Вот, что я вам скажу, — говорит Ольга. — Почему бы нам не просмотреть вечернюю газету и не поискать, можно ли где-то в городе снять комнату?»

«В этом все и дело, — говорит клиент, все ниже опуская голову. — У меня нет денег, чтобы платить за комнату».

«Я думаю, что смогу помочь вам в этом вопросе».

«Спасибо, но честно говоря, я ни от кого не хочу получать подачки».

«Ну хорошо, а как насчет того, чтобы найти койку в общежитии, пока вы не подыщите себе что-нибудь другое?»

«Благодарю вас, — отвечает клиент, — но не думаю, что смогу ужиться с другими людьми, когда я в таком состоянии».

Пока Ольга ищет еще какой-нибудь выход, в комнате царит тишина. Ольге ничего больше не приходит на ум. В этот момент клиент глубоко вздыхает и встает, собираясь уйти. «Спасибо хотя бы за то, что вы пытались мне помочь», — говорит он мрачно, уходя.

Ольга спрашивает себя: «Что же все-таки произошло?» Сначала она испытывает удивление, а потом подавленность, говоря себе, что она ни в чем не может помочь людям. Между тем, ее клиент выходит на улицу, испытывая возмущение и гнев по отношению к Ольге. Он говорит себе: «Я так и думал, что она не сможет мне помочь, так оно и вышло».

Как для Ольги, так и для ее клиента эта сцена многократно повторялась в прошлом. Ольга довольно часто вступает в подобные отношения, предлагая свою помощь и давая советы клиентам, а затем испытывает неприятные чувства из-за того, что они не воспользовались ее помощью. Ее клиент также знаком с подобным исходом ситуации, так как он постоянно отказывается от помощи других людей, испытывая злость и разочарование к тем лицам, которые пытались ему помочь.

Ольга и ее клиент в данном случае проигрывают две игры, которые довольно часто протекают одновременно: игра Ольги называется «Почему бы вам не..?», игра ее клиента — «Да, но…».

Характерные особенности игр. Из приведенных выше примеров можно выделить несколько характерных особенностей, присущих играм.

  1. Игры постоянно повторяются. Время от времени каждый человек играет в свою любимую игру, при этом игроки и обстоятельства могут меняться, однако паттерн игры всегда остается одним и тем же.
  2. Игры проигрываются вне осознания Взрослого. Несмотря на то, что люди играют в одни и те же игры, они не осознают этого. Лишь на заключительной стадии игры игрок может спросить себя: «Как это опять могло случиться со мной?» Даже в этот момент люди обычно не понимают, что они сами начали игру.
  3. Игры всегда заканчиваются тем, что игроки испытывают рэкетные чувства (чувства привычные для определенной ситуации, закрепившиеся с детства и не соответствующие происходящему).
  4. Игроки во время игр обмениваются скрытыми трансакциями. В любой игре на психологическом уровне происходит нечто совершенно отличное от того, что имеет место на социальном уровне. Мы знаем об этом потому, что люди играют в свои игры снова и снова, находя партнеров, игры которых подходят к их играм. Когда клиент Ольги приходит к ней за помощью и она предлагает ему эту помощь, они оба полагают, что в этом и состоит их подлинная цель. Однако результат их взаимодействия говорит о том, что неосознанные мотивации их действий отличаются друг от друга. На психологическом уровне они обменялись скрытыми посланиями, которые отражали их подлинные намерения. Ольга была готова оказать помощь, которую никогда не приняли бы, а ее клиент пришел за помощью, чтобы не воспользоваться ею.
  5. Игры всегда включают в себя момент удивления или смущения. В этот момент игрок ощущает, что случилось нечто неожиданное. Дело в том, что игроки поменялись ролями. Как раз это и испытывал Сергей, когда понял, что Мария бросила его. Мария ушла потому, что совершенно неожиданно изменила свое мнение о Сергее.

Припомните из вашего недалекого прошлого какое-либо неприятное взаимодействие, которое подходит под описание игр, и опишите эту ситуацию. Убедитесь в том, присущи ли пять характерных особенностей игр вашей ситуации. Отметьте также, как вы себя чувствовали в конце ситуации. Знакомо ли вам это чувство?

Футболки. Удивительно, как люди находят других, чьи игры подходят к их собственным. Сергей постоянно находит женщин, которые его бросят, а Ольга выбирает клиентов, которые просят у нее помощи, а после не принимают ее. Создается впечатление, что каждый человек носит футболку, на которой написано приглашение сыграть в игру. Спереди на футболке написан девиз, отражающий то, что мы сознатель­но хотим достигнуть, а сзади — скрытые послания психологического уровня. Причем именно послание на спине определяет тех людей, с которыми мы хотим иметь дело. Таким образом, можно представить, что спереди на футболке Марии написан девиз: «Я буду хорошей и буду долго терпеть», а на ее спине будет следующая надпись: «Подожди, я тебе еще покажу!».

Задумайтесь, какой девиз написан спереди и сзади на вашей футболке? Какие девизы, по вашему мнению, написаны на футболках людей, с которыми вы взаимодействовали в вашей ситуации?

Различные степени интенсивности игр. Игры проигрываются с различной степенью интенсивности.

В играх первой степени игрок испытывает желание рассказать о результате игры в своем социальном окружении. В примерах, приведен­ных в начале данной главы, все игроки играли в игры первой степени. Можно представить, что в то время как Ольга делится своими сомнениями с коллегами за чашечкой кофе, ее клиент в это же время будет негодовать, рассказывая в баре своим друзьям о некомпетентности Ольги. Друзья и коллеги воспримут это как вполне нормальное поведение. Игры первой степени обычно занимают большую часть в структурировании времени на вечеринках и общественных мероприятиях.

Игры второй степени предполагают более тяжелые последствия, так что игрок не будет говорить о них в своем социальном кругу. Например, допустим, что клиент Ольги не просто пожаловался, а написал официальное заявление, обвиняющее Ольгу в некомпетентности. В этом случае Ольга, возможно, будет испытывать глубокую депрессию, может даже уволится с работы. Во всяком случае, вряд ли она будет рассказывать о случившемся своим друзьям.

Игры третьей степени, по мнению Берна, «проигрываются постоянно и заканчиваются на операционном столе, в суде или морге».

Если бы Сергей и Мария играли с такой степенью интенсивности, то Сергей мог бы избить Марию, а та, в свою очередь, могла бы терпеть все это до тех пор, пока однажды не взяла бы кухонный нож и не зарезала бы Сергея.

otnosheniya6

Формула Игры. Берн пришел к выводу, что все игры проходят шесть стадий, и описал их в следующей формуле:

Крючок + Клев = Реакция —> Переключение —> Смущение —> Расплата

или в сокращенном варианте:

К + Кл = Р->П->С->Р.

Подобную последовательность Берн назвал формулой И или Формулой Игры.

Давайте применим формулу И в отношении игр между Ольгой и ее клиентом. Он начинает игру с того, что хозяин выгнал его из квартиры. Под посланием на этом социальном уровне лежит Крючок, который передается невербально и гласит следующее: «Если ты попытаешься помочь мне, то ничего у тебя из этого не выйдет, ха-ха!». При входе в игру Ольга сигнализирует о своем намерении участвовать в ней Клевом. Берн употребил это слово, чтобы обозначить слабое место (болевую точку) сценария, в котором человек «заглаты­вает» Крючок. Для Ольги это Родительское послание, гласящее: «Ты должна помогать людям, находящимся в бедственном положении!» Слыша в себе это послание, она отвечает клиенту на психологическом уровне: «Хорошо, я помогу тебе, однако мы оба знаем, что ты сам не дашь себе помочь». На социальном уровне это передается фразой: «Чем я могу вам помочь?»

Стадия Реакции игр состоит из целой серии трансакций, которые могут продолжаться от одной-двух секунд до нескольких дней или лет. В нашем случае Ольга дает несколько советов своему клиенту, причем на социальном уровне они кажутся прямым обменом информацией, а на психологическом представляют собой повторяющийся обмен Крючок-Клев, который и послужил началом игры.

Переключение происходит тогда, когда советы Ольги иссякают, и клиент говорит: «Спасибо за помощь». В следующий момент Ольга неожиданно начинает испытывать удивление или Смущение, так же, как и ее клиент. Обе стороны незамедлительно получают свою Расплату в виде рэкетных чувств: Ольга испытывает депрессию, а ее клиент — «праведное возмущение».

Психологические игры усиливают сценарий жизни. Включаясь в игру снова и снова человек закрепляет сценарное решение. Игра — это реализация сценария в миниатюре, как бы его репетиция. С каждым разом Расплата усиливается, а негативные чувства накапливаются. Игра 3 степени может закончится сценарной расплатой в виде больницы, тюрьмы или смерти.

Запись опубликована в рубрике Психологические игры с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code