Счастье и научный прогресс в свете классического психоанализа

«…Данная нам жизнь слишком тяжела, она приносит нам слишком много боли, разочарований, неразрешимых проблем. Чтобы ее вынести, нам не обойтись без облегчающих средств (как говаривал Теодор Фонтане, нам не обойтись без вспомогательных конструкций). Такие средства, по всей видимости, подразделяются на три группы: сильное отвлечение, позволяющее нам едва замечать свои несчастья; заменители удовлетворения, несколько их уменьшающие; и наркотики, делающие несчастья неощутимыми. Что-нибудь подобное всегда необходимо.» (1)

Смысл человеческой жизни по мнению Зигмунда Фрейда состоит в достижении счастья или, по крайней мере, в стремлении к этому. Счастье с одной стороны сводится к избеганию страдания, а с другой – к достижению удовольствия. В некотором смысле счастье можно рассматривать, как достижение целей, обусловленных принципом удовольствия. Цель жизни задается принципом удовольствия. Но влияние внешнего мира идет вразрез с целями и задачами принципа удовольствия. Ничем не ограниченное стремление к удовольствию ведет с высокой вероятностью к значительно бóльшим страданиям, чем удовлетворению потребностей по количественным меркам вследствие ограничивающего и, подчас, опасного воздействия реального мира. Принцип удовольствия под давлением действительности преобразуется в принцип реальности. Страдания могут обрушиться на человека с трех сторон: от собственного тела, которое может болеть и умирать; от воздействия сил природы, стихии; со стороны общества людей. Задача избегнуть страдания вытесняет на второй план стремление к удовольствию. Соответственно, для счастья может быть достаточно избегания страданий.

Способов избежать страдания или ослабить его в истории человечества существует немало. Рассмотрим некоторые из них.

Самый простой в плане применения и очень древний, присутствующий в разных культурах и существующий по сей день – это прием наркотиков. Он позволяет одновременно получать удовольствие и спрятаться от давления реальности. Экономия либидо происходит благодаря как бы заимствованию энергии для удовольствия из внешних источников. Несомненно, нельзя умолчать о разрушительном воздействии такого способа на жизнь человека, это абсолютный факт. Но как раз распространение, в частности, алкоголизма в нашем обществе, собственно, доказывает теоретические предпосылки. При отсутствии в жизни человека ощущения счастья, на замену ему приходят химические стимуляторы. Потребность в ощущении счастья идет к удовлетворению таким деструктивным образом.

Другим способом избавления от ограничений внешнего мира на удовлетворение потребностей является уменьшение самих потребностей или умерщвление влечений. Таким образом, если нет желаний, то и невозможно испытать фрустрацию их удовлетворения. Другими словами, ограничения реальности не страшны, ели нечего ограничивать. Этот способ используется в восточных философских школах. При этом достигается счастье покоя. Хотя, на этом пути можно ставить менее грандиозные цели – например, контроль Эго (Взрослого), действующего по принципу реальности, над необузданными желаниями Ид (Ребенка). Тут не происходит полного отречения от удовлетворения влечений. Защита от страдания обусловлена тем, что ограничение подконтрольных желаний менее болезненна, нежели ограничение необузданных желаний. Но есть и другая сторона медали: подконтрольные желания при их удовлетворении доставляют меньше удовольствия, чем удовлетворение необузданных, диких желаний. Страдает при этом качество наслаждения.

Сублимация либидо служит одновременно и источником удовольствия и страховкой от превратностей мира, лишающих этого удовольствия. Человек может достигать удовольствия от психической и интеллектуальной деятельности, причем выбирать область для творчества, где ограничения внешней реальности будут минимальны. Например, художник или ученый может наслаждаться плодами своего творчества без помех со стороны общества или природы, но собственное тело может положить конец этому процессу с нарушением его функционирования. Интенсивность удовольствия при сублимации либидо довольно невысока по сравнению с удовлетворением грубых первичных влечений. Сублимация в искусстве доступна не каждому человеку, только наделенному неким творческим талантом. Сами произведения искусства могут доставлять удовольствие людям, не создававшим их, но это лишь слабое отвлечение от тягот жизни.

Но даже если человек не наделен талантом, то обыкновенная профессия может выступать источником сублимации для него. Возможно перемещение большого количества либидо в трудовую деятельность, достижение увлеченности деятельностью. Когда существует свобода выбора профессии, возникает сублимация, труд может служить источником удовлетворения и путем к счастью, профессиональная деятельность может стать страстью.

Отшельник в своем отрицании реальности тоже защищает себя от невзгод путем обесценивания действительности и ухода от мира. Тут возможно и изменение мира под свои нужны, но не в физической реальности, а в психической – в мире фантазий. Это, фактически, возврат, регрессия к всемогущему контролю младенцев, магическому мышлению, иллюзорный способ изменить мир в соответствии с собственными желаниями. Религия представляет собой нечто подобное, когда сообщество людей совместными усилиями пытаются обеспечить себе счастье и защиту от страданий через преобразования действительности путем создания иллюзий, где вера в бессмертие не что иное, как отрицание смерти. Фрейд говорит: «…Мы должны признать религии человечества видами такого массового безумия. Естественно, каждый, сопричастный этому безумию, таковым себя не считает.»

Любовь между полами может быть выбрана способом обретения счастья и получения удовольствия. Половые отношения действительно могут давать много наслаждения и положительных эмоций. Но тут существуют и подводные камни – это разочарование в объекте любви, односторонняя любовь, потеря чувства любви или объекта любви. В половых отношениях человек становится очень уязвимым для фрустрации в силу определенной зависимости от партнера.

Еще один способ обретения счастья и получения удовольствия – это наслаждение прекрасным. В качестве объектов наслаждения могут выступать формы человеческого тела, природные ландшафты и пейзажи, произведения искусства. Психоанализ объясняет эстетическое наслаждение его сексуальными корнями. Прекрасное рождается из возбуждающего.

«…Счастье – в том умеренном смысле, в каком мы можем признать его возможным, – есть проблема индивидуальной экономии либидо.» (1)

Полное удовлетворение желаний и гарантированная защита от страданий невозможны. Следовательно, и счастье возможно лишь в какой-то мере, не осуществляясь в идеальной полноте. Каждый человек выбирает свой способ достижения некоторой меры счастья, который больше ему подходит в силу личных предрасположенностей и субъективных оценок соотношения возможности получения удовольствия и избегания страдания. В процессе жизни возможно изменение приоритетов в способах достижения счастья, при крушении одних и укреплении других.

«Грядущие времена принесут новые, непредставимые сегодня плоды прогресса в этой области культуры, они сделают еще большим богоподобие человека. Однако в интересах нашего исследования мы не должны забывать, что при всем своем богоподобии современный человек не чувствует себя счастливым.» (1)

Культура и прогресс действует двояко на человека. С одной стороны человек под давлением требований общества невротизируется, потому что не может вынести такого количества ограничений желаний и влечений, налагаемых культурой, законами, моралью и т.д. Со снятием этих ограничений произошел бы возврат к утерянным возможностям счастья, заключающимся в удовлетворении архаических влечений, но и распад общества, одновременно. С другой стороны, человек расширяет свои возможности благодаря научно-техническим достижениям общества. Ограничения силы мускулов преодолеваются почти не ограниченной мощностью двигателей различных машин. Благодаря появлению самолетов человек может летать, как птица. Корабли дают возможность пересекать океаны. Оптика расширяет возможности глаза. Радиосвязь дает возможность передавать голос на огромные расстояния и т.д. Достижения человеческой культуры дало людям возможности, о которых раньше они могли только мечтать. С ростом технического прогресса все больше возможностей будут открываться перед человечеством. Человек приближается к всемогуществу над силами природы, которое ранее он приписывал богу.

Расширение возможностей человека существует благодаря всем дополнительным устройствам и механизмам, которые создало общество. В смысле повышения функциональности эти механизмы подобны протезам у калеки, который компенсирует свою физическую неполноценность дополнительными приспособлениями. В плане достижения величия человек становится богом на протезах-машинах. Только, несмотря на достижение могущества путем технического прогресса, несмотря на богоподобие в смысле повышения контроля над силами природы, современный человек не чувствует себя счастливым.

Культура накладывает ограничения на удовлетворение влечений, подчас, жесткие и не имеющие компенсации. Жесткая регламентация половых отношений в обществе отрицает разнообразие потребностей. Удовлетворение сексуального влечения определяется нормами общества в плане способа, выбора партнера и возможности осуществления. Требование для всех одинаковой сексуальной жизни не учитывает особенности и потребности каждого индивида. Современная культура предполагает брак с партнером другого пола, как единственный нормативный способ удовлетворения полового влечения. Гомосексуализм находит порицание в социуме. Культура не всегда признает сексуальность, как независимый источник удовольствия и удовлетворения либидо.

К тому же, в современном социуме рождено множество штампов «счастливой жизни», например такой, как «успешный человек». Индивиду предлагается заранее скомплектованный некий набор достижений и ценностей, который часто уводит в сторону от собственных потребностей и притязаний. Собственно, это очередная попытка вызвать сублимацию или, если она не сработает, фрустрацию природой данных человеку потребностей и влечений в угоду общественного устройства государства, напоминая картину с осликом и морковкой.

В человеке присутствует не только любовь. Человек полон агрессии по отношению к другим представителям своего рода. При ослаблении тормозящих сил эта агрессия проявляется в полной мере, демонстрируя в человеке дикого зверя под маской благопристойности. В доказательство тому история человечества, которая изобилует кровопролитными войнами, и страницы которой пишутся по сей день. Наличие этой агрессивности мешает интеграции людей в социуме. Культура сдерживает агрессивные импульсы. Для этого предпринимается сдерживание прямого удовлетворения сексуальных влечений и эти влечения трансформируются в заторможенную любовь, которая может распространяться на других членов общества. Другим способом сдерживания агрессии является функция государства наказывать преступников в рамках правового поля. Также, культура модифицирует вражду в соперничество, где есть противостояние по правилам. В этом просматривается роль спортивных состязаний, где накал страстей почти также высок, как при военном столкновении, но рамки правил обеспечивают относительную безопасность участников. Любое соперничество в рамках правил разряжает напряжение агрессивных импульсов.

Людям нелегко отказываться от удовлетворения своих агрессивных влечений. Любопытным эффектом обладает объединение людей в малый культурный круг. В таком круге агрессивные импульсы выносятся за пределы малого сообщества и направлены на людей вне этого круга. Всегда можно объединить множество людей узами любви, для этого требуется наличие объекта для агрессии, общего врага за пределами культурного круга. Этот эффект наблюдается во вражде между этническими группами, например. Фрейд называет этот феномен «нарциссизм малых различий». Это можно наблюдать на примере болельщиков футбольных команд, национальных диаспор или геноцида германскими нацистами в отношении других народов во времена второй мировой войны.

Как ни парадоксально, научный прогресс в первую очередь направлен на разрушение, а не созидание. Агрессия направляет умы человечества на создание все более мощного и совершенного оружия. За время второй мировой войны и «холодной войны» был совершен большой скачок в развитии техники, предназначенной для уничтожения себе подобных. Но в плане развития эмоционального интеллекта такое впечатление, что движения практически нет. Тысячу лет назад был каменный топор, теперь у нас ядерный топор (любопытно в этой связи, что крылатая ракета США, способная нести ядерный заряд, называется Томагавк). Прогресс исключительно в мощности действия. Цель осталась та же самая, примитивная и архаичная – убивать людей, все то же фрейдовское влечение к смерти, спроецированное вовне.

Хочется сказать о стремительности роста логического интеллекта, выражающегося в скорости технического прогресса, и черепашьих шагах развития на этом фоне эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект в обществе – понятие многогранное, но, в том числе, это и способность человека эффективно справляться со страданиями, понимать и качественно удовлетворять свои потребности. Помимо выражения любви и агрессии, это еще и принятие человека обществом, видимо, являющееся проявлением ответной любви объекта к субъекту. Известный, описанный этнографами механизм, существовавший в первобытных и наблюдающийся в современных мало развитых, с точки зрения европейской культуры племенах, который выражается в смерти отверженного социумом индивида. Похожий эффект в современном мире, получивший название «госпитализм», описан Рене Шпицем у младенцев, брошенных матерями, заболевавших анаклитической депрессией.

Следовательно, сделаем вывод, что относительное счастье возможно при согласовании требований культуры общества с удовлетворением потребностей отдельного индивида. И оно тем больше, чем сильнее это согласование. Поскольку Супер-Эго (Родитель) содержит в себе интроект культуры, на его реакцию по отношению к удовлетворению потребностей влияют устоявшиеся нормы этики и морали.

Первым шагом на пути преобразования культуры может быть признание существования потребностей человека в относительной безопасности, а также проявлении либидо и агрессии. Отрицание потребностей заводит в тупик. Далее можно говорить о путях удовлетворения этих потребностей. Опасность, как уже говорилось выше, может быть со стороны стихии, собственного здоровья человека и воздействия общества. В рамках этого обсуждения, хотелось бы ограничиться рассмотрением воздействия социума, в силу природы направленности влечений человека на собственный род. В качестве единственного отступления хотелось бы сказать о связи здоровья (физического) и влечений, как направлении агрессии вовнутрь (аутоагрессии). Психические заболевания обусловлены как раз воздействием социума, в том числе первичного объекта, и на профилактику этого воздействия мы сделаем акцент.

Собственно, безопасность со стороны общества как раз заключается в свободе обоюдного, экологичного и безопасного для окружающих удовлетворения влечений каждого человека, чтобы избежать накопления и компенсации энергии влечений совершенно непредсказуемым образом. Актуальными вспомогательными путями удовлетворения для либидо и агрессии могут служить такие механизмы, как сублимация и отклонение.

Прямое удовлетворение влечения либидо состоит в половых отношениях с партнером, форма которых, я думаю, должна определяться самими участниками, без вмешательства общественной морали. Это то, что и происходит на самом деле, но активно обсуждается или осуждается обществом на протяжении всей истории. Чтобы любить одному человеку другого или перестать это делать, не требуется разрешение или одобрения никаких общественных инстанций. Это естественное право людей, которое, между тем, исторически подлежит государственному или религиозному регулированию. Католическая церковь формально запрещает развод, однако расставшиеся супруги могут попытаться доказать, что их брак никогда и не соответствовал требованиям церкви. Ритуал бракосочетания до сих пор является для многих не простой юридической формальностью, но занимает в системе ценностей Супер-Эго значимое место, как социальное одобрение союза мужчины и женщины.

Сублимация либидо возможна в искусстве, науке и профессии. Единственным условием является тот момент, что выбор деятельности должен быть осуществлен «по любви», без принуждения, полностью на основании привлекательности для каждого конкретного индивида. Когда работа и профессия у большинства индивидов превращается в способ выживания в обществе путем зарабатывания на кров и пищу, такое общество демонстрирует явные признаки нездоровья и отсутствия развитой культуры. В таком обществе, как правило, присутствует жесткое социальное разделение по финансовому признаку с острым дефицитом у большинства и чрезмерным изобилием у меньшинства.

Удовлетворение агрессии возможно в виде соперничества, конструктивного конфликта в рамках определенных правил с соблюдением относительной безопасности сторон, договоренности об обоюдной ценности жизни и здоровья. Это может быть соперничество в бизнесе, профессии или спорте. Борьба с трудностями жизни, хотя и обезличенная, тоже требует выхода агрессивной энергии. Выражение гнева, отстаивание собственных границ тоже имеет в своей сущности энергию агрессивных влечений. Несмотря на явление привилегированных сословий в обществе, существует вертикальная социальная лестница в виде профессионального мастерства, спортивных достижений или творческих успехов на выбранном пути, по которой возможно продвижение вверх при наличии такого желания. Это желание, если оно не избыточно и не превращается в манию величия, тоже есть проявление агрессивных влечений – экспансия в какой-либо области жизни общества. Каждый человек может найти свой способ удовлетворения агрессивных влечений в рамках правил социума.

Любовь и агрессия могут сосуществовать в рамках одной деятельности. Например, владение яхтой может быть бизнесом, хобби и спортом одновременно – включать любовь к морю и парусу, соперничество в искусстве управления судном и заработки на аренде или обучении.

Литература:

  1. З.Фрейд «Недовольство культурой».
Запись опубликована в рубрике Все публикации, Эмоциональная грамотность с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code