Пух и Кролик, детская сказка — взрослые отношения

rabbit2

На примере известного мультфильма я хочу продемонстрировать психологическую игру в представлении транзактного анализа.

Не смотря на то, что это детская сказка, автору удалось показать настоящую психологическую игру. Давайте рассмотрим личностные взаимодействия персонажей, на время забыв, что это сказка, и представив, как могли думать и что чувствовать герои, будь они людьми.

Предлагаю сначала посмотреть видео, а после прочитать комментарий.

Казалось бы обычная житейская ситуация – поход в гости к другу. Но давайте разберемся – как это происходит. Винни-Пух решает пойти к Кролику, преследуя исключительно свои личные потребности – поесть. Пух не принимает во внимание, что у Кролика могут быть собственные желания и планы. Пух считает, что если он пришел, то его обязаны принять и накормить. Это позиция Преследователя – удовлетворение собственных желаний, не учитывая желания и потребности окружающих. Пух приходит к жилищу Кролика и начинает кричать: «Эй, кто-нибудь дома?», с намерением войти и угоститься. Это Крючок для Кролика, то, что провоцирует его включиться в игру. И Кролик заглатывает эту наживку, отвечая: «Никого нет дома!» Ответ звучит как очень слабая отговорка. Ведь это слишком несерьезный аргумент, чтобы послужить весомой причиной для Пуха отказаться от своих намерений. Кролик в роли Жертвы. Он не может прямо отказать гостям, хотя очевидно, что он не хочет принимать визит. Пух естественно не принимает такой ответ. Происходит Клев Жертвы на Крючок Преследователя. Клев – это включение в игру второго участника, как реакция на провокацию первого. Медвежонок настаивает и Кролик не может отказать, хотя не хочет гостей. Это начало игры.

После того, как Пух входит, он недвусмысленно показывает Кролику взглядом на буфет, проверяя, включился ли тот в игру, готов ли он удовлетворить желания Преследователя. Но Кролик хорошо заглотил наживку. Он думает, что должен накормить гостей, хотя они пришли без приглашения, и даже не спросив желания Кролика. Пух не просит Кролика прямо об угощении, тот «догадывается» сам.

Они все вместе едят и после возникает неловкая пауза. Пух начинает чувствовать смущение, он начинает осознавать, что напросился в гости и ему становиться неудобно. А Кролик начинает чувствовать раздражение. Он уже накормил гостей, пора бы им и честь знать. Он говорит: «Уже уходите?», открыто показывая нежелательность присутствия гостей. Здесь происходит его первое переключение в Преследователя. Пух, чувствуя неудобство ситуации и будучи удовлетворенным в своей потребности, переключается в Жертву и охотно соглашается уйти, хотя он поел бы еще.

Гости уже собираются уходить, но тут Кролик начинает испытывать чувство вины за свою «резкость». Он ведь очень воспитанный. И Кролик, словно пытаясь сгладить ситуацию, проявляет чудеса вежливости, говоря: «Ну если вы больше ничего не хотите.» Он делает это не для того, чтобы задержать гостей, ему необходимо заглушить чувство вины и получить подтверждение, что они довольны. Кролик выступает в роли Спасателя. Естественно, Кролик предполагает, что гости ответят ему тоже формальной вежливостью и уйдут, но происходит все совсем наоборот. Пух получает подкрепление своим желаниям. Он трактует реплику Кролика в свою пользу. Винни интерпретирует эти слова в соответствии со своими желаниями. Снова происходит переключение ролей. Очень ярко Кролик становится снова Жертвой. Даже тарелка падает у него из рук. Он пал жертвой собственной вежливости. Теперь ему сложно выгнать гостей, ведь он фактически сам предложил им остаться еще. Кролику придется и дальше удовлетворять потребности Пуха. А Пух становится обратно Преследователем, думающим только об удовлетворении собственных потребностей, не берущим в расчет эмоции и желания Кролика.

Когда Пух съедает все, что есть у Кролика, он все таки решает уйти по собственному желанию. Но и делать тут, собственно, ему уже нечего. Терпение Кролика на пределе. Он говорит, что и сам уже собирается уходить. Он накопил гнев и гневу требуется выход.

Пух не может пройти в дверь. Он застревает и чувствует себя несчастным, испытывает страх. Пух становится Жертвой собственного обжорства. Кролик этим тут же пользуется. Он наконец-то может высказать свои мысли, выплеснуть свой гнев. Кролик становится Карающим Преследователем. Он чувствует себя отомщенным. Его реплика «Кто-то слишком много ест», жест указательным пальцем и поза недвусмысленно иллюстрируют Критического Родителя. Месть свершилась и теперь Кролик может почувствовать себя удовлетворенным.

Пух и Кролик заканчивают игру и получают расплату в виде негативных эмоций и ощущения, что что-то пошло «не так». Пух получает страх попадания в безвыходную ситуацию, гнев и упрек друга. Кролик получает чувство использованности, обесценивание своим другом, потерю вежливости через избыточный гнев, «выход из себя».

другие статьи по теме «Психологические игры»

Запись опубликована в рубрике Психологические игры с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code