Путь к счастью – выход из невроза.

dreaming1

У Идеального Я (эго-состояние Родитель в ТА) невротической природы существует бессознательное требование собственного превосходства над другими во всем. Если другой человек что-то лучше умеет, за что ты даже и не брался никогда, возникает чувство зависти. Ощущение чужого превосходства и своего отставания, чувство, что ты уступаешь другому в чем-то. Если же ты в чем-то прилагаешь усилия и видишь в плодах чужого труда превосходство над своим твореньем – это практически катастрофа и смертельная обида на весь мир.

Нам очень важно быть лучше других и желательно во всем. Это одно из условий существования невротической структуры личности. Этим объясняется механизм такого явления: когда твоему соседу или знакомому плохо, ты ощущаешь подсознательно затаенную радость. Ты становишься на какой-то момент лучше его, более везучим, чем он в этой неприятности, хотя ничьей заслуги тут и нет, и неудача имела непредсказуемый и случайный характер.

dreaming2

На этом построено всемирное потребительское общество под девизом «не хуже, чем у других». Не важно, что мне нужно на самом деле, главное не отставать от других, а лучше превосходить. Это подсознательная установка Идеального Я – «быть не хуже других», «быть лучше других». Проблема тут не в самом стремлении к совершенству, а в компульсивной его природе. Нужно быть лучше по умолчанию, во что бы то ни стало, даже если этого и не хочется на самом деле. Поэтому никто не задумывается, по каким именно параметрам и признакам нужно быть лучше, и поэтому слепо копируют друг друга, ограничиваясь стандартным набором качеств и требований. При этом человек может иметь весь стандартный набор и не быть счастливым потому, что счастье для каждого уникально. Как говориться, что русскому хорошо, то немцу смерть. Счастье – это индивидуальный набор аутентичных (идущих из эго-состояния Свободный Ребенок в ТА) достижений, качеств и условий. Здесь ключевое слово «аутентичные», что означает подлинные желания, не то, что «надо», а то, что на самом деле хочется. А люди зачастую не пытаются понять, что они хотят, а слепо копируют стереотипы и чувствуют себя несчастными. Но главное быть менее несчастным, чем собратья, тогда еще терпимо.

А счастлив человек всегда по-своему потому, что удовлетворяются его личные желания и потребности, и кто-то другой на его месте не сможет быть счастливым с таким набором, имея другие запросы. Поэтому невозможно завидовать индивидуальному счастью, оно неповторимо для каждого, и только в своей уникальности подлинно. Можно завидовать стандартному, серийному счастью, которое на самом деле и не счастье вовсе, а лишь стереотип, рожденный коллективным Идеальным Я, не удовлетворяющий полностью ни чьи истинные желания. Безусловно существует необходимый набор благ для полноценной жизни каждого человека, это собственное жилье, материальное благополучие, крепкое здоровье и т.д. Но это всего лишь базовые потребности человека, сходные для всех. В остальном желания сильно разнятся, вплоть до полной противоположности. Бывают случаи, когда люди жертвуют и базовой потребностью для реализации своей мечты. Например, продают квартиру и покупают яхту потому, что всю жизнь мечтали отправиться в морское путешествие (а половину жизни просидели в офисе) и жизнь на воде им дороже всего остального. Один любит море, другой его боится или просто равнодушен. Кому-то для счастья нужно много детей, другой не хочет быть родителем и желает посвятить свою жизнь некой деятельности, и при этом не менее счастлив, чем его многодетный собрат. Кто-то никогда не летает и избегает авиации, а другой мечтает стать летчиком и не видит своей жизни без неба. Важно найти свою страсть, свой набор желаний и устремлений, при этом отказавшись от диктатуры Идеального Я, требования которого обусловлены не подлинными желаниями, а исключительно невротической структурой личности.

другие статьи по теме «Невроз»

Запись опубликована в рубрике Невроз. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

1 комментарий: Путь к счастью – выход из невроза.

  1. Anonymous говорит:

    Принято считать, что самооценка — это оценка человеком собственных качеств, чувств, действий, достоинств и недостатков. Такое определение дает нам лишь отдаленное представление о том, что же такое самооценка. На самом деле, самооценка происходит из нашей способности оценивать вещи, явления, действия — словом, всё, что нас окружает. Из всего этого многообразия мы выбираем то, что считаем лучшим и важным для себя — это становится желаемым. Сюда же входят наши намерения, планы, мечты. Отсюда можно вывести более полное определение: самооценка — это оценочное представления человека о разнице между желаемым и действительным. В нее входят представления о динамике своих качеств — мы оцениваем, в какую сторону и с какой скоростью эти качества менаются. Мы оцениваем, насколько наше желаемое реализуемо — это и есть самооценка.

    Самое страшное, что может случиться с самооценкой — это ее переход под внешнее управление. Это происходит повсеместно и крайне часто. Чтобы выяснить причину, нужно понять, кому это выгодно. А выгодно это всем, кто хочет совершать над нами манипуляции нашими же руками, и управление самооценкой извне — замечательный способ добиться такого результата.

    Для изменения самооценки манипулятору потребуется изменить что- то из составляющих самооценки:
    — желаемое
    — представления о действительном
    — оценка реализуемости желаемого

    Конечной целью манипуляции всегда становится изменение желаемого, а остальные составляющие используются только как инструмент. На какие именно составляющие будет «давить» манипулятор, зависит от его целей. Он может пытаться изменить ваши представления о действительности, убеждать, что с вами что- то не так, что вы что- то делаете неправильно. Он может отговаривать вас от воплощения в жизнь какого- нибудь плана, убеждая в его нереализуемости. А может, наоборот, подсказать вам выгодный ему путь получения желаемого и убеждать вас в том, что этот путь короче. Он может сразу же пытаться поместить нужный ему пункт в список вашего желаемого — именно так работает большая часть рекламы. Самый яркий пример — впариватели, которые ходят по домам и пытаются убедить вас купить у них что- то. Есть еще один способ — убедить в неминуемости нежелательных для вас последствий, если вы не сделаете то, что от вас требуют. Попросту говоря, запугивание, как правило — лишением желаемого, в том числе и ставшего действительным. На практике для улучшения результата могут использовать несколько приёмов одновременно.

    Иногда случается так, что манипуляция распространяется подобно инфекции. Так, манипулятор одновременно сам является и жертвой, и такая цепочка может включать в себя огромное количество людей. Самый явный пример — секты.

    Самая страшная манипуляция — это когда вас убеждают в том, что ваша самооценка ВСЕГДА должна быть под внешним управлением. Это колоссально облегчает «работу» любого манипулятора и открывает вас для впитывания любой лжи. Представьте себе масштабы: заразная манипуляция, которая облегчает осуществление других манипуляций! Цель ее в том, чтобы поставить вашу самооценку в зависимость от того, как другие люди оценивают вас. Если кратко — заставить вас равняться на других. Все хотят быть в нормальных отношениях с окружающими (как минимум — взаимного уважения). Суть манипуляции в том, чтобы запугать вас плохим отношением или просто грубой силой, если вы не измените своих желаний в пользу того, чего желают окружающие. Необходимое условия для запугивания — наличие рычагов давления. Конкретно для этого запугивания на протяжении всей жизни человека подходит только один отрезок времени. Времени, когда человек находится в полной материальной зависимости и сильно ограничен в противостоянии физическому насилию. Это время — школьный и частично дошкольный возраст.

    Система образования создает практически идеальные условия для этой манипуляции. Людей сгоняют в группы, достаточно маленькие, чтобы ими можно было хоть как- то управлять, но достаточно большие, чтобы возникающие конфликты и насилие было трудно пресечь. При этом пресечение насилия и не ставится целью — никто специально этим не занимается. Формально эту обязанность могут повесить на учителей, чтобы в случае чего было легко найти козла отпущения. Реально следить за этим никто не будет, и формальность эта останется прикрышкой для крайних случаев.

    Люди, прошедшие через это, делятся на 3 группы. Первая группа — основная масса, те, кого удалось запугать без особого сопротивления. Вторая группа — те, кто сопротивлялся, но безуспешно. Как правило, они озлоблены и циничны из- за того, что были объектами избиений, насмешек и унижений. Равняются на окружающих также, как и первая группа, но с другим знаком. Их главное правило — поступать как угодно, лишь бы не так, как основная масса. Третья группа — те, кто хорошо маскировался или те, кто мог постоять за себя, но не стремился к демонстрации своего превосходства.

    С течением времени состав групп изменяется. Люди из второй группы, отторгнувшие навязанную привычку равняться на других, переходят в третью. Люди из второй же группы, получив рычаги давления на других, могут перейти в первую. Люди из первой и третьей групп могут перейти во вторую, если их достаточно хорошо убедить в том, что их уникальные особенности дают им неявное, но неоспоримое превосходство над окружающим большинством.

    В любом случае, большинство людей относится к первой, хорошо управляемой группе. Вторая группа тоже остается хорошо управляемой, достаточно правильно сыграть на противопоставлении её основной массе — и дело сделано. Третья группа крайне малочисленна, но более устойчива к манипуляциям и хорошо замаскирована.

    В результате в обществе доминирует легковнушаемое большинство, основная цель и смысл жизни которого — быть или хотя бы казаться не хуже или лучше других. Их кредиты кормят банки, их кошельки кормят рекламодателей и диктаторов моды. Это они воспевают конкуренцию как добродетель — только потому, что их жизнь немыслима без нее. Это их неутолимая жажда казаться самим себе лучше других порождает все виды дискриминации (особенно нацизм и фашизм) и связанные с ней конфликты вплоть до настоящих войн. И это большинство разбавлено такими же внушаемыми, но часто более циничными и мстительными людьми. Людьми, которые всю оставшуюся жизнь тратят на противопоставление себя большинству, подобно этому самому большинству убеждая всех в своем превосходстве. Эти люди, когда их дети достигают того самого возраста, будут способствовать переходу их самооценки под внешнее управления. А значит, процесс будет повторяться по кругу.

    Закономерный вопрос — что со всем этим делать? Максимум, что простой, не наделенный властью человек может сделать — перестать равняться на других и попытаться распространить эту идею. Например — копированием этого текста, или пересказа основной идеи своему кругу общения. Если вы знаете способы получше — предлагайте их.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code