Драматический треугольник Карпмана. Роли в играх.

treugolnik

Рис.1

Приходилось ли вам что-либо делать за (или для) другого человека, не спрашивая, нуждается ли он в этом? Думали ли вы, что вы превосходите других настолько, что они нуждаются в вашей помощи?

Делали ли вы что-то для удовлетворения собственных потребностей, не считаясь с интересами других людей? Испытывали ли вы удовольствие от «справедливого возмездия»? Забывали ли вы случайно сделать то, что обещали, но с чем в глубине души были не согласны?

Обвиняли ли вы других людей или обстоятельства в своих неприятностях? Считаете ли вы, что другие более удачливы, везучи, энергичны, сообразительны и т.д.? Испытываете ли вы неуверенность в собственных силах и потребность в помощи из вне?

Если эти вопросы нашли у вас отклик, то значит вы выступали в одной или нескольких ролях Драматического треугольника. Эти роли – Спасатель, Преследователь и Жертва. Действуя в этих ролях, вы «играете» в психологические игры. Игра каждый раз кончается определенным предсказуемым исходом. Игры являются подменой реальной жизни и реальной близости между людьми. В жизни каждого человека бывают моменты дежавю, когда мы чувствуем, что нечто подобное уже имело место, похожие события уже случались с нами. Игры делают определенные ситуации в жизни повторяющимися, словно мы ходим по кругу и наступаем каждый раз на одни и те же грабли. Игры привносят механистичность в некоторые аспекты нашей жизни и мешают проживать жизнь осознанно, спонтанно, развиваться в желаемом направлении и достигать поставленных целей.

 Стивен Карпман разработал простую, но чрезвычайно эффективную диаграмму для анализа игр — Драматический треугольник (рис. 1). Ее идея заключается в том, что в играх люди играют одну из следующих сценарных ролей: Преследователя, Спасателя или Жертвы.

 Роль Преследователя в драматическом треугольнике

Реалистичный компонент позиции преследователя. Преследователи заинтересованы в удовлетворении своих собственных потребностей и действуют в своих интересах.

Обесценивание в позиции Преследователя. Преследователи ведут себя так, что в результате другие испытывают неудобства или страдают, обесценивая, таким образом, чувства и значимость людей, которые страдают из-за действий Преследователей.

Характеристики поведения Преследователя. Преследователи могут быть активными, карающими или пассивными.

Активные преследователи используют свою энергию на удовлетворение своих потребностей, и это похвально, но они действуют таким способом, который обесценивает других. Пример поведения активного преследователя: позаимствовать чужую куртку, не спросив хозяина, так что владелец неожиданно обнаруживает, что куртки нет. Такое поведение всегда провоцирует Жертву нанести ответный удар.

Карающие Преследователи имеют цель наказать кого-либо и испытать при этом триумф. Однако сами они скорее считают, что просто удовлетворяют свои потребности. Примеры такого поведения включают случаи, когда из-за громкой музыки, звучащей от соседей, люди звонят в полицию, не попросив перед этим соседа сделать музыку тише. Подобные инициативы редко бывают эффективными, т.к. часть энергии используется для наказания и возмездия (прошлые, незаконченные дела), и подготавливают ситуации, в которых они сами будут преследуемыми в следующих драматических переключениях. Вдобавок Карающий Преследователь обесценивает в том, что считает, что он сможет быть ОК только после того, как отомстит («Я не могу позволить этому подлецу уйти просто так!»).

Пассивный Преследователь преследует по умолчанию. Наказание – не обязательная часть его намерений, но он имеет тенденцию обесценивать других тем, что результаты его поведения заставляют страдать других. Примерами такого поведения могут быть ситуации, когда супруг согласился вытащить мясо из морозилки и забыл это сделать, или врач, который из-за личных проблем работал небрежно, заставляя страдать и беспокоиться других.

  •  жизненная позиция: Я-ОК, Другие-НЕ ОК;
  •  обвинение других людей в своих проблемах;
  •  на первом плане удовлетворение своих потребностей в ущерб другим людям;
  •  критикуют других с целью принизить;
  •  испытывают чувство собственного превосходства над другими.

ф

Роль Спасателя в драматическом треугольнике

 Реалистичный компонент позиции Спасателя. Спасатель спасает, чтобы удовлетворить свою потребность чувствовать превосходство или убедить себя в том, что он ОК; однако, большинство Спасателей искренне обеспокоены бедственным положением Жертвы.

Обесценивание в позиции Спасателя. Спасатель выражает свою обеспокоенность за Жертву, беря на себя функции мышления и решения проблем, обесценивая, таким образом, способность Жертвы оценивать ситуацию, предпринимать соответствующие действия, просить помощи, если необходимо.

Характеристики поведения Спасателя. Клод Штайнер (1974, 1984) подчеркнул, что Спасатели: а) делают то, что они не хотят делать или б) делают больше, чем от них требуется (зачастую больше в функции мышления). Штайнер позже предположил, что Спасение включает в себя обесценивание способности осознавать, чего они сами хотят, а также неясность что такое «честное распределение груза».

Примеры поведения Спасателя: продлить сроки студентам, которые не уложились в сроки; купить оборудование для персонала, не проверив, нужно ли это им; купить одежду детям, не спрашивая, нравится ли она им; предположить что человек «слишком напуган», чтобы рассказать другому что-либо, и согласиться сделать это за него.

  • жизненная позиция: Я-ОК, Другие-НЕ ОК;
  • обесценивают способность других людей мыслить и принимать решение;
  • считают, что они лучше знают потребности других, чем сами люди;
  •  считают себя умнее других;
  •  вмешиваются в чужие дела;
  •  испытывают потребность «помочь» другому, сделать за него, не спрашивая его согласия;
  • поговорки: «благими намерениями вымощена дорога в ад», «медвежья услуга»;
  • делают то, что не хотят потому, что испытывают чувство вины;
  • проявляют излишнюю инициативу из чувства собственного превосходства, доказывают другим – какие они талантливые и способные. Делают больше, чем от них требуется, а потом ждут от других благодарности, хотя другие не просили их об этом, ведь Спасатель в данном случае удовлетворяет свое тщеславие;
  • предлагают свою помощь, исходя из своего более высокого положения. Спасатель считает: «Я должен помогать всем этим людям, так как они сами не в состоянии себе помочь».

анекдот:

— Вася иди домой!

— Мама, зачем? я проголодался?

— Нет, ты замерз!

где ребенок – Жертва, мама – Спасатель.

ф

 Роль Жертвы в драматическом треугольнике

Реалистичный компонент позиции Жертвы. Люди, инициирующие игру из позиции Жертвы, точно осознают то, что они страдают.

Обесценивание в позиции Жертвы. Жертвы действуют так, как будто они не имеют ресурсов для решения своих проблем; будто ресурсы должны прийти извне; будто они смогли бы чувствовать себя ОК только, если бы кто-либо другой изменился или сделал что-либо. В случаях настоящих катастроф (например, если привалило огромным валуном во время землетрясения) эти ожидания оправданы. В игровых ситуациях недостаточно оснований утверждать, что у Жертвы нет ресурсов для решения проблемы.

Характеристики поведения Жертвы. Жертвы не используют ясного мышления и навыков решения проблем и могут верить, что их нужда и сильные чувства не оставляют им возможности сделать что-либо. Они обесценивают свою способность думать и чувствовать одновременно.

Примеры поведения Жертвы: не укладываться в сроки выполнения задания; продолжать жить в условиях насильственных отношений; быть «слишком напуганным», чтобы противостоять властному человеку; считать, что не может быть счастливым до тех пор, пока супруг(а) не перестанет пить, слишком громко жевать, и т.п.

  • жизненная позиция: Я-НЕ ОК, ДРУГИЕ-ОК;
  • часто просят совета, думая что другие знают «волшебные решения», фразы: «как мне быть?», «как поступить?», «подскажите, не могу принять решение», «не знаю, что делать»;
  • обесценивают свою возможность мыслить, принимать решения, находить выход из ситуации;
  • не любят ответственности, перекладывают ответственность на других;
  • не умеют отстаивать свое мнение, говорить «нет»;
  • поддерживают пассивное поведение, считают, что все зависит от других людей и от внешних причин;
  • испытывают чувство собственной неполноценности;
  • Жертва сама ощущает свое приниженное положение и свой не ОК. Иногда Жертва ищет Преследователя, чтобы он унизил ее и поставил на место. В других случаях Жертва ищет Спасателя, который поможет ей и подтвердит убеждение Жертвы в том, что «я не могу сам справиться со своими проблемами».

Каждой роли в Драматическом треугольнике в определенной степени присуще игнорирование. Как Преследователь, так и Спасатель игнорируют различные способности других людей. Причем Преследователь игнорирует ценность и достоинство людей, в экстремальных случаях игнорируя даже право человека на жизнь и физическое здоровье, а Спасатель игнорирует способность других самостоятельно думать и действовать по своей инициативе. Жертва игнорирует свои способности. Если она стремится найти Преследователя, то соглашается с игнорированиями Преследователя и считает, что она стоит того, чтобы ее отвергали и принижали. Если Жертва ищет Спасателя, то она считает, что нуждается в помощи Спасателя для того, чтобы правильно думать, а также действовать и принимать решения.

Все три роли Драматического треугольника являются неаутентичными. Находясь в одной из этих ролей, люди реагируют, исходя из своего прошлого, а не реальности «здесь и теперь», используя при этом старые сценарные стратегии, которые они взяли на вооружение детьми или заимствовали у своих родителей. Для того чтобы отметить неаутентичность ролей Преследователя, Спасателя и Жертвы они пишутся с большой буквы. Если эти слова написаны с маленькой буквы, то мы имеем в виду реально существующих в жизни преследователей, спасателей и жертв.

Обычно человек, начинающий игру, исходит из одной позиции, а затем переключается на другую. В формуле И это происходит в момент Переключения. В игре «Бейте меня» Сергей вплоть до Переключения играл роль Преследователя, а затем стал Жертвой. А его подруга Мария сначала была Жертвой, а потом переключилась в Преследователя.

Ольга и ее клиент в игре «почему бы вам не… – да, но» имели следующие роли: сначала Ольга Спасатель, клиент Жертва, затем Ольга переключается в Жертву, а клиент в Преследователя. (эти примеры рассматривались в статье «Теоретические основы психологических игр»).

 Переключения в драматическом треугольнике

Карпман подчеркивает (1968), что психологическая игра протекает таким образом, что каждый участник, вступив в игру из одной из трех позиций драматического треугольника, переключается в другую роль треугольника. Например, Спасатели, уставшие от заботы о других и игнорирования собственных нужд, ощущают себя жертвами и, в конце концов, начинают преследовать Жертву своим нетерпением. Или Жертвы устают от опеки и ощущения, что не управляют ситуацией (и неэффективно действуют), и начинают преследовать Спасателя. Или Преследователи переходят в роль Спасателя, потому что они чувствуют вину за свое ужасное поведение, или в роль Жертвы, потому что людям надоедает быть их жертвами, и те активно мстят им, становясь гадкими, или пассивно, избегая их или не доверяя (таким образом, исключают Преследователя из интимности).

Следовательно, все игроки рано или поздно заканчивают плохими чувствами и приходят к возможности пробормотать свое любимое «это еще раз подтверждает, что…», добавляя при этом свежих коричневых ярлыков в свою коллекцию (накапливая негативные чувства).

другие статьи по теме «Психологические игры»

Запись опубликована в рубрике Психологические игры с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code